Список Росфинмониторинга
Осужденные или находящиеся под следствием по статье 282 УК РФ («Экстремизм») могут попасть в специальный список Росфинмониторинга. За этим последует существенное ограничение в правах — будут заморожены счета в банках, на которые приходит зарплата, пенсия, детское пособие или выплаты по инвалидности.
«Черный список» доступен в сети, полностью его название звучит так: «Перечень террористов и экстремистов». Он разделен на четыре части: юридические и физические лица, иностранные и российские. В списке российских физлиц уже около 3 тысяч человек. Звездочкой в списке отмечены фамилии людей или названия организаций, признанных виновными также в террористической деятельности. Согласно закону № 115, чтобы оказаться включенным в список Росфинмониторинга, достаточно формального признака — подозрения или обвинения в терроризме или по ряду других статей УК РФ (205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360). Любой счет, открытый на имя лица, включенного в список, подлежит блокировке; эта же мера касается и другого имущества: накопительной части пенсии в негосударственном пенсионном фонде, страховой выплаты и премии, перечислений через почтовые организации и так далее. О включении в «Перечень террористов и экстремистов» никому из фигурантов списка не сообщается. Более того, долгое время список формировался без открытой публикации, которая впервые произошла в 2011 году в «Российской газете».
Адвокат Дмитрий Аграновский считает перечень Росфинмониторинга антиконституционным:
«Этот список мне известен, но он не единственный, есть еще список «Розыск-Магистраль», у некоторых людей из-за него возникают проблемы с покупкой билетов на транспорт и передвижением по стране. Оба списка и санкции против людей — незаконны и антиконституционны».
Адвокат уверен, что список создан для осложнения жизни оппозиционеров и инакомыслящих, а террористы в него включены для солидности и придания веса.
«В него вносят людей без всякого критерия, но его не может быть в принципе, потому что, повторюсь, эта деятельность со списками неконституционна, — убежден адвокат. — Это в чистом виде поражение в правах, что это вообще такое? Я в своей практике сталкивался с этим и пытался разобраться, получить ответы. Например, как в этот список попадают люди? Ответа на этот вопрос я не получил. Я сделал вывод, что в него включают по случайному принципу, скорее всего, когда кто-то кому-то не угодил или попался под горячую руку».
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский подтвердил «Русской планете», что у списка есть закрытая часть, в которую входят люди, находящиеся под надзором полиции и спецслужб, но еще не осужденные. Верховский считает, что блокировка счетов людей, включенных в список Росфинмониторинга — это произвол банков.
«Список создан не для блокировки, а для наблюдения, для надзора за перемещением средств на счетах, а банки не хотят, чтобы за ними лишний раз следили, и не открывают этим людям счета или закрывают уже имеющиеся. Банки в данном случае действуют из своих практических соображений», — считает Верховский. Руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в интервью «Российской газете» уверяет, что кто не согласен с внесением в список, может добиться своего исключения, обратившись в суд: «Растет и международный список, и национальный. Но если кто-то все же, по ошибке, несмотря на тщательные оценки, попадает в официальный перечень, то у человека есть возможность восстановить и защитить свои права. Либо обратившись в Росфинмониторинг напрямую, либо через суд. И если правота подтверждается, то из перечня он исключается». Однако ни одного примера исключения из списка до сегодняшнего дня ещё нет.
Возможно, фигурантов «черного списка» вскоре ожидает не только замораживание счетов, но и конфискация имущества. Основанием для такой санкции может стать подозрение, что физическое лицо, фирма или банк причастен к финансированию террористических операций. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. Он оговорился, что это не российская инициатива, а требование ФАТФ — межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Исходя из сказанного Чиханчиным в интервью, арест имущества может коснуться всех, кто попадет в перечень Росфинмониторинга.
«В настоящее время у нас предусматривается замораживание финансовых операций террористов и лиц, имеющих отношение к ним. А международное сообщество требует замораживать все имущество террористов и лиц (физических, юридических), оказывающих им содействие или вступающих с ними в контакты», — уточнил Чиханчин.
Никаких документов ФАТФ, предписывающих России ограничить в правах, осужденных за «экстремизм», найти не удалось.
Группы Движения в защиту пострадавших от действий росфинмониторинга и ФАТФ в фэйсбуке https://www.facebook.com/groups/against115/ и вконтакте http://vk.com/club61359681